Версия для печатиВерсия для печати

Утверждены

решением Высшего Судебного Совета Республики Казахстан

от 29 января 2019 года

(с поправками от 03.04.2020 г.)

 

 

Правила

формирования и организации работы с кадровым резервом 

на должности председателя районного и приравненного к нему суда, председателя, председателей судебных коллегий и судьи

областного и приравненного к нему суда,

судьи и председателей судебных коллегий Верховного Суда

 

1. Общие положения

 

1. Зачисление в кадровый резерв на должности председателя районного и приравненного к нему суда, председателя, председателя судебной коллегии и судьи областного и приравненного к нему суда, председателя судебной коллегии и судьи Верховного Суда (далее - кадровый резерв) производится в соответствии с настоящими Правилами.

1-1. Кандидатами для зачисления в кадровый резерв являются лица, подавшие в Комиссию по кадровому резерву заявления и допущенные к процедурам отбора для зачисления в кадровый резерв на должности председателя районного и приравненного к нему суда, председателя, председателей судебных коллегий и судьи областного и приравненного к нему суда, председателей судебных коллегий и судьи Верховного Суда.

2. В кадровый резерв зачисляются кандидаты, имеющие необходимый стаж работы в должности судьи или по юридической профессии, хорошие показатели в работе, обладающие безупречной репутацией и организаторскими способностями, соответствующие квалификационным требованиям Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» и настоящим Правилам, в том числе:

1) действующие судьи;

2) бывшие судьи;

3) лица, не являющиеся судьями.

3. При оценке и отборе кандидатов и при обсуждении кандидатур на вакантные должности на заседаниях Высшего Судебного Совета (далее - Совет), пленарных заседаниях Верховного Суда, областных и приравненных к ним судов приоритет отдается лицам, состоящим в кадровом резерве.

4. Для организации работы по отбору лиц для зачисления в кадровый резерв в Совете образуется Комиссия по кадровому резерву (далее - Комиссия).

 

2. Образование и компетенция Комиссии

5. Состав и председатель Комиссии утверждаются Советом.

6. В состав Комиссии входят:

1) три члена Совета;

2) трое действующих судей;

3) по одному представителю уполномоченного органа по делам государственной службы и противодействию коррупции, юридической общественности и специалиста в сфере HR-менеджмента.

7. Срок полномочий членов Комиссии – два года.

8. Кандидаты в состав Комиссии из числа действующих судей вносятся для рассмотрения в Совет на основе решения расширенного пленарного заседания Верховного Суда.

9. Председатель Комиссии назначается Советом из числа членов Комиссии, являющихся представителями Совета.

10. Деятельность комиссии обеспечивает секретарь Комиссии, являющийся работником Аппарата Совета.

Секретарь Комиссии не является членом Комиссии и не имеет права голоса.

11. Комиссия организуют свою работу согласно утвержденному плану, заседания Комиссии проводятся не реже одного раза в полугодие.

12. Председатель Комиссии организует её работу, координирует её деятельность, вносит предложения по улучшению организации работы с кадровым резервом, анализирует работу с кадровым резервом и информирует об этом Совет и Председателя Совета. 

13. Секретарь Комиссии ведет протоколы заседаний комиссии, а также своевременно вносит соответствующие изменения в документацию по кадровому резерву.

14. Члены Комиссии вносят предложения по кандидатурам для зачисления в кадровый резерв, осуществляют проверки личных и деловых качеств кандидатов, осуществляют по поручению Председателя Совета проверки жалоб и обращений на лиц, зачисленных в резерв, участвуют в мероприятиях по повышению квалификации лиц, состоящих в кадровом резерве.

15. Комиссия вправе запрашивать из судов, уполномоченного органа по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности Верховного Суда, местных и других судов, документы и материалы, касающиеся кандидата, подавшего заявление о зачислении в кадровый резерв.

16. Комиссия формирует кадровый резерв на должности:

1) председателя районного и приравненного к нему суда (далее – районный суд);

2) судьи областного и приравненного к нему суда (далее – областной суд);

3) председателя судебной коллегии областного суда;

4) председателя областного суда;

5) судьи Верховного Суда;

6) председателя судебной коллегии Верховного Суда.

Также Комиссия на постоянной основе ведет базу данных кандидатов на должности судей районных судов, раздельно для действующих судей и лиц, не являющихся судьями.

17. Решение Комиссии принимается открытым голосованием и считается принятым, если за него подано большинство голосов от общего количества членов, присутствующих на заседании.

Решение Комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем и секретарем комиссии.

 

 3. Порядок и условия проведения отбора кандидатов для зачисления в кадровый резерв

 

18. Право на зачисление в кадровый резерв имеют:

1) на должность председателя районного и приравненного к немусуда - судьи или лица, имеющие стаж работы в должности судьи не менее пяти лет, обладающие соответствующей квалификацией и безупречной репутацией, а также организаторскими способностями;

2) на должность судьи областного суда - судьи и лица, имеющие стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет или стаж работы судьей не менее пяти лет, обладающие соответствующей квалификацией и безупречной репутацией;

3) на должность председателя судебной коллегии и председателя областного и суда - судьи или лица, имеющие стаж работы судьей не менее десяти лет, обладающие соответствующей квалификацией, безупречной репутацией и организаторскими способностями;

4) на должность судьи Верховного Суда – судьи или лица, имеющие стаж работы по юридической профессии не менее двадцати лет, из них не менее десяти лет стажа работы судьей, в том числе пяти лет стажа работы судьей областного суда, обладающие соответствующей квалификацией и безупречной репутацией;

5) на должность председателя судебной коллегии Верховного Суда – судьи Верховного Суда.

19. Порядок зачисления в кадровый резерв исходит из принципа последовательности от нижестоящей должности к вышестоящей должности.

Судьи вышестоящих судов могут быть назначены на руководящие должности в нижестоящих судах вне резерва.

20. Исключено.

21. Резерв, в зависимости от категории должности, формируется следующим образом:

1) на должность председателя судебной коллегии Верховного Суда – отдельно по каждой коллегии (гражданской, уголовной, специализированной);

2) на должность судьи Верховного Суда – единый резерв, не зависящий от специализации;

3) на должность председателя областного суда - единый резерв, не зависящий от места нахождения областного суда;

4) на должность председателя коллегии областного суда - отдельно по каждой коллегии (гражданской, уголовной);

5) на должность судьи областного суда – отдельный резерв по каждому областному суду;

6) на должность председателя районного суда – отдельный резерв на каждый районный суд. Допускается нахождение лица в резерве на несколько районных судов, на все районные суды, на районные суды в конкретной области, на районные суды, находящиеся в областных центрах, на суды определенной специализации (экономические, административные и т.д.).

22. Кандидаты, с учетом требований, указанных в пункте 21 настоящих Правила, при наличии соответствующих знаний (например, на должность председателя гражданской и уголовной коллегий), могут подавать заявления и быть зачисленными в кадровый резерв на несколько категорий судейских должностей или по нескольким судам либо регионам. 

При отсутствии в заявлении необходимой информации (конкретная судейская должность на которую кандидат желает быть зачисленным в кадровый резерв, специализация и наименование соответствующего суда либо региона), заявление не подлежит рассмотрению.

23. Право вынесения на рассмотрение Комиссии вопроса о зачислении в кадровый резерв определенного кандидата имеют Председатель Верховного Суда и Председатель Совета.

При этом согласие кандидата на зачисление его в резерв является обязательным.

24. Решение Комиссии по качеству отправления правосудия при Верховном Суде по результатам рассмотрения материалов об оценке квалификации действующих судей о рекомендации для зачисления в кадровый резерв на вышестоящую должность (в вышестоящую судебную инстанцию) также является основанием для рассмотрения Комиссией вопроса о зачислении в кадровый резерв.

25. В течение года любой желающий быть зачисленным в кадровый резерв направляет в Комиссию следующие документы:

1) заявление – подается на имя Председателя Комиссии по кадровому резерву оформляется собственноручно разборчивым почерком либо печатным текстом с указанием полного наименования Комиссии, ФИО, места работы, должности с проставлением подписи и даты. Если заявитель не является действующим судьей, то в заявлении указывается домашний адрес и контактный телефон. В заявлении необходимо указывать наименование суда, специализацию, регион(-ы) республики и должность(-и) на занятие которой(-ых) они желают быть зачисленными в кадровый резерв;

2) листок по учету кадров;

3) автобиография – заполняется собственноручно разборчивым почерком с обязательным указанием информации о фактах привлечения к уголовной ответственности себя и близких родственников;

4) копия удостоверения личности;

5) нотариально заверенная копия диплома о высшем и среднеспециальном (при его наличии) юридическом образовании и приложений к ним;

6) нотариально заверенная или заверенная кадровой службой по месту работы копия трудовой книжки. Для работников, сведения о работе которых не заносятся в трудовую книжку или заносятся не в полном объеме (сотрудники правоохранительных и специальных государственных органов,  в том числе бывшие), помимо копии трудовой книжки необходимо представить заверенную руководителем соответствующей кадровой службы копию послужного списка или справку с указанием конкретных должностей, заверенную кадрового службой. В случае увольнения из правоохранительных и специальных государственных органов, кандидаты представляют выписки из приказов об увольнении;

7) служебная характеристика, в которой должна быть дана оценка профессиональной деятельности, деловым, личным и нравственным качествам кандидата.

При этом в обязательном порядке указываются сведения о поощрениях и дисциплинарных взысканиях. Для действующих судей характеристика по месту работы по своим стандартам должна соответствовать рекомендательному письму, содержащему положительную либо отрицательную оценку качеств судьи. Характеристика кандидата для зачисления в кадровый резерв на руководящие судейские должности должна содержать сведения об организаторских способностях;

8) для лиц, ранее занимавших должность судьи – справка о показателях работы за последние три года в должности судьи, сведения о фактах привлечения к дисциплинарной ответственности, поступивших жалобах на действия судьи, письмах-замечаниях вышестоящих судебных инстанций и представлениях прокуроров о допущенных судьей нарушениях законности за указанный период. Справки должны быть подписаны председателем соответствующего областного суда, скреплены печатью этого суда с проставлением даты. В случае если лицо, ранее занимавшее должность судьи, привлекалось к дисциплинарной ответственности либо в отношении него поступали жалобы, письма-замечания вышестоящих судебных инстанций и представления прокуроров о допущенных судьей нарушениях законности, то в справке необходимо указать основания привлечения к дисциплинарной ответственности, дату наложения взыскания и его вид, фабулу и результат рассмотрения по каждому обращению (с обязательным указанием того, подтвердились ли доводы авторов обращений), результаты рассмотрения писем-замечаний и представлений прокуроров;

9) выпускники специализированной магистратуры представляют документы (нотариально заверенные копии), подтверждающие сдачу ими квалификационного экзамена на должность судьи.

Кандидаты могут представлять дополнительную информацию, касающуюся их образования, опыта работы, профессионального уровня и репутации. Все представленные документы должны иметь подпись и дату составления или утверждения, в необходимых случаях – регистрационный номер и дату.

Для действующих судей представление документов, указанных в подпунктах 2), 4), 5), 6) настоящего пункта не требуется.

В отношении действующих судей характеристики, показатели работы, сведения о жалобах, о фактах привлечения к дисциплинарной ответственности, письмах-замечаниях вышестоящих судебных инстанций и представлениях прокуроров о допущенных судьей нарушениях законности Комиссия запрашивает из областных судов самостоятельно.  

26. Комиссия запрашивает мнение:

председателей областных судов – по кандидатурам в кадровый резерв на должности председателей районных судов, судей и председателей коллегий областных судов;

Председателя Верховного Суда – по кандидатурам в кадровый резерв на должности председателя областного суда, судьи и председателя коллегии Верховного Суда.

Мнения председателей областных судов и Председателя Верховного Суда носят для Комиссии рекомендательный характер.

27. Процесс отбора кандидатов состоит из следующих последовательных этапов:

1) прием заявлений и документов, предусмотренных Правилами формирования и организации работы с кадровым резервом;

2) предварительное рассмотрение Аппаратом Совета материалов лиц для зачисления в кадровый резерв;

3) допуск к процедуре отбора в резерв на основании определения соответствия кандидатов установленным законодательством требованиям. Решение о допуске/не допуске лиц к процедуре отбора в кадровый резерв принимается председателем Комиссии на основании заключения, подготовленного Аппаратом Совета, а при наличии спорных вопросов – Комиссией по кадровому резерву в полном составе. В течение 5 рабочих дней со дня определения кандидатов, допущенных к процедурам отбора в кадровый резерв, список этих лиц публикуется на интернет-ресурсе Совета для получения мнения общественности.

4) направление списка кандидатов, допущенных к процедурам отбора в суды с целью получения заключений Советов по взаимодействию с судами и пленарных заседаний областных судов и Верховного Суда, мнений председателей областных судов и Верховного Суда. Порядок получения заключений Советов по взаимодействию с судами и пленарных заседаний областных судом осуществляется по правилам, предусмотренных пунктом 50 Регламента. Порядок получения мнений председателей областных судов и Верховного Суда осуществляется по правилам, предусмотренных в пункте 26 настоящих Правил. Списки лиц, недопущенных к процедурам отбора в кадровый резерв направляются в суды с целью информирования кадровой службы Администратора судов;

5) цифровой этап – подсчет баллов кандидатов для зачисления в кадровый резерв по оценочным критериям, средний балл которых вносится в специальную информационную систему;

6) оценочный этап – письменная индивидуальная оценка кандидатов для зачисления в кадровый резерв членами Комиссии по кадровому резерву по оценочным критериям, средний балл которых вносится  в специальную информационную систему;

7) устное интервьюирование кандидатов на зачисление в кадровый резерв;

8) предварительный отбор Комиссией по кадровому резерву кандидатов на зачисление в кадровый резерв;

9) вынесение Комиссией по кадровому резерву на рассмотрение Совета списка кандидатов на зачисление в кадровый резерв;

10) утверждение кадрового резерва Советом.

Кандидаты, рекомендованные для зачисления в кадровый резерв на основании решения Комиссии по качеству правосудия при Верховном Суде, проходят только интервьюирование.

Кандидаты, зачисленные в кадровый резерв, освобождаются от повторного прохождения указанных этапов при участии в конкурсе на вакантную судейскую должность, на которую они состоят в кадровом резерве.

Результаты оценочного и цифрового этапов, а также результаты интвервьюирования сохраняют свое действие в течение двух лет со дня их прохождения.

Комиссия по кадровому резерву формирует итоговый перечень кандидатов в резерв дважды в год.

28. Исключено.

29. Исключено.

30. Заключения пленарных заседаний и советов по взаимодействию с судами носят для Комиссии рекомендательный характер.

31. Исключено.

Количество резервистов на каждые должности является неограниченным и определяется с учетом:

1) баллов, набранных кандидатами на предыдущих этапах;

2) востребованности конкретной вакансии.  

32. Срок нахождения в резерве – три года, по истечении которого, либо заблаговременно до его истечения лицо может повторно подать заявление на зачисление в резерв.

33. Вновь назначенные судьи могут быть зачислены в кадровый резерв только по истечении двух лет работы судьей и прохождения оценки профессиональной деятельности судьи.

34. По результатам проведения всех этапов отбора в кадровый резерв Комиссией по кадровому резерву выносится решение о зачислении в кадровый резерв, которое принимается в отношении каждого кандидата в отдельности.

В решении должно быть указано, для зачисления на какую должность в кадровый резерв предлагается кандидат.

35. Решение Комиссии вносится на рассмотрение Совета, который принимает решение об утверждении кадрового резерва.

36. Аппарат Совета на постоянной основе осуществляет мониторинг состояния кадрового резерва.

37. Исключение из кадрового резерва производится по решению Комиссии по следующим основаниям:

1) по заявлению лица, состоящего в резерве;

2) в связи с допущенными нарушениями судейской этики, либо привлечением судьи к дисциплинарной ответственности;

3) ввиду освобождения судьи от занимаемой должности по основаниям, предусмотренным Конституционным законом «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан».

4) при признании судьи не соответствующим занимаемой должности в силу профессиональной непригодности;

5) в случае неучастия более двух раз без уважительных причин в конкурсе на замещение должности, в резерв на которую лицо состоит;

6) в случае отказа от прохождения специальной подготовки по индивидуальному плану, организованной председателем областного суда.

должны информировать Комиссию в течение трех рабочих дней с момента их наступления или обнаружения.

39. При принятии решения об исключении из списка для зачисления в кадровый резерв может быть проведена проверка, а судья вправе давать объяснения на заседании Комиссии.

40. Решение Комиссии об исключении из кадрового резерва не требует его утверждения Советом.

41. О решении Комиссии об исключении из кадрового резерва в течение 5-ти рабочих дней сообщается лицу, в отношении которого такое решение принято.

42. Лица, в отношении которых Комиссией принято решение об исключении их из кадрового резерва, вправе подать жалобу на решение Комиссии в Совет в течение 5-ти рабочих дней после ознакомления с решением Комиссии.

43. Отмена Советом решения Комиссии является основанием для его пересмотра Комиссией.

44. Списки лиц, включенных в кадровый резерв и исключенных из него, на постоянной основе размещаются на интернет-ресурсе Совета.

45. Комиссия анализирует работу областных судов с кадровым резервом и информирует об этом Председателя Совета, по его поручению осуществляет выезды на места для ознакомления с состоянием этой работы.

46. Исключено.

 4. Организация работы с кадровым резервом

 

47. Председатели областных судов и Академия правосудия при Верховном Суде реализуют мероприятия по углубленному изучению деловых и моральных качеств лиц, зачисленных в резерв, по повышению их профессионального мастерства и совершенствованию организаторских навыков.

С этой целью судьи, зачисленные в кадровый резерв, за время   пребывания в нем проходят специальную подготовку по индивидуальному плану, утвержденному председателем областного или приравненного к нему суда, в котором предусматривается:

1) прохождение стажировки и повышение квалификации;

2) участие в работе совещаний, коллегий, учебно-методических
семинаров, научно-практических конференций и других мероприятиях,
направленных на повышение профессионального уровня;

3) временное исполнение обязанностей на должности, на которую
рекомендуется судья, на период отпуска, командировки или
временной нетрудоспособности председателя;

4) проведение других мероприятий, не противоречащих действующему законодательству.

48. Также судьи, зачисленные в резерв, проходят курсы повышения квалификации в Академии правосудия при Верховном Суде.

49. Областные суды и Академия правосудия при Верховном Суде каждые полгода информируют Комиссию о работе с лицами, зачисленными в резерв.

____________________

Официальный сайт Высшего Судебного Совета 2016г.